Сегодня: 19 февраля 2018
16:35
Адрес: 119454, г. Москва, ул. Удальцова, д. 73. Телефон: 8 495 151-82-53
Безопасность: конкурентное преимущество, репутация, выгода

Сергей Груздь

18 ноября 2017 года в городе Ханты-Мансийске в рамках XVI Туристской выставки-ярмарки «ЮграТур 2017» состоялся межрегиональный круглый стол «Туристическая безопасность». Мероприятие было инициировано и организовано Управлением туризма Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и проводилось в рамках проходившей в это время XVI туристской выставки- ярмарки ЮГРАТУР-2017 г. (подробнее о мероприятии >).

По предложению заместителя губернатора ХМАО-Югры А.Г. Забозлаева модератором мероприятия выступил Груздь Сергей Иванович, Председатель Правления Ассоциации «Безопасность туризма», который выступил перед участниками мероприятия.

Уважаемые участники круглого стола!
Уважаемые югорчане!

От имени Президиума и Правления ассоциации «Безопасность туризма» из пасмурной Москвы приветствую Вас и благодарю Вас за участие в мероприятии. Хочу поблагодарить руководство округа и лично заместителя губернатора Алексея Геннадьевича Забозлаева, а также коллег из Управления туризма Департамента промышленности ХМАО- Югры за предоставленную возможность общения с Вами по очень актуальной и злободневной, на наш взгляд, теме обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения. И я это делаю с удовольствием! Ведь Хантымансийск и округ в целом уникальны с точки зрения туризма. В округе принят Закон "О туризме в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре", в котором содержатся статьи, направленные на обеспечение безопасности. Надо признать, что в округе очень много делается для развития разных видов туризма.

Город Хантымансийск, как и Москва, расположен на семи холмах и является своего рода меккой горнолыжного спорта. А еще в городе столько гостиниц, что они могут принять количество туристов, равное постоянному населению города! И поэтому город готов наращивать турпоток. Но в качестве одного из условий при этом является безопасность туризма. Как добиться оптимального уровня безопасности и террористической защищенности, и как при этом оптимизировать усилия и затраты финансовых и иных ресурсов отельеров на эти цели? Об этом, я надеюсь мы сегодня поговорим, обменяемся опытом и наработками, обсудим проблемы. Особенностью и визитной карточкой туристической отрасли округа является охота на фазана в охотничьих угодьях на берегу реки Горная. А это в свою очередь требует особого внимания к вопросам обеспечения безопасности при размещении в гостиницах постояльцев с оружием и боеприпасами. Так как федеральное законодательство этот аспект безопасности регламентирует слабо. Поэтому я сегодня постараюсь представить наработанные практикой предложения и рекомендации, а также позицию Росгвардии в этом вопросе, услышать Ваше мнение на этот счет.

К сожалению, округ как и другие субъекты РФ, не обходят стороной криминальные проявления, происшествия на транспорте, различного рода несчастные случаи с туристами и даже проявления террористической угрозы с ложными пока звонками о минировании объектов и прочие проявления.

БЕЗОПАСНОСТЬ И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ГОСТИНИЦ И ИНЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ

Итак, переходим непосредственно к тематике и к рассмотрению заявленных вопросов круглого стола. Сразу оговорюсь, если что-то Вам покажется банальным или наоборот непонятным- спрашивайте, поправляйте, так как мне сложно представить уровень Вашей работы в сфере безопасности, степень погруженности отельеров в эту темы и исполнения указанных требований АТЗ.

14 апреля 2017 года Правительством РФ (постановление №447) утверждены Требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, а также форма паспорта безопасности этих объектов. Уверен, что большинство сумело ознакомиться с данным документом.
Требования разработаны в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О противодействии терроризму и устанавливает обязательные для выполнения требования, процедуры категорирования, разработки паспорта безопасности и организации контроля за исполнением намечаемых мероприятий.

Согласно документу до 7 ноября 2017 года все гостиницы и иные средства размещения России должны были пройти:
• обследование,
• категорирование;
• оформить акт и разработать необходимые мероприятия по обеспечению АТЗ в зависимости от категории
• определить сроками реализации указанных мероприятий, объемы и источники финансирования.

А итогом этой работы является паспорт безопасности на каждую гостиницу, за исключением объектов 4 категории опасности. Паспорт безопасности составляется в трех экземплярах и согласовывается с руководителями территориального органа ФСБ России и Росгвардии (или подразделения вневедомственной охраны). Продолжительность согласования паспорта безопасности в органах ФСБ России и Росгвардии - до 20 дней. Для чего нужны паспорта безопасности? Они являются информационно-справочным документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения и имеет пометку «Для служебного пользования». Первый экземпляр паспорта хранится у ответственного лица, остальные экземпляры в указанных выше органах. Актуализация паспорта не реже одного раза в пять лет, а также в ряде случаев, указанных в Требованиях (п.43).

Кроме того, в отношении каждой гостиницы в соответствии с актом обследования и категорирования должен быть разработан перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности с указанием прогнозного объема расходов на их выполнение, определены объемы и источники финансирования. И это очень важно знать и соблюдать! Так как уже начались прокурорские проверки.

В соответствии с п.18 указанных Требований все гостиницы и иные средства размещения независимо от установленной категории опасности оборудуются:
• системой видеонаблюдения;
• системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
• системой охранного освещения;
• системой пожарной безопасности;
• средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции);
• информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении ЧС.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения возложена на собственников гостиниц (юридических и физических лиц) и на лиц, использующих их на ином законном праве. И ответственность эта немалая. Административная и уголовная. Как показывает практика прокурорских и иных проверок, неисполнение обязательных требований антитеррористической защищенности влечет административную, а в случаях наступления тяжелых последствий- и уголовную ответственность.

Хочу обратить Ваше внимание еще на одну дату- 7 августа 2018 года - это срок реализации всех мероприятий по антитеррористической защищенности, который согласно требований не должен превышать 1 год со дня подписания акта обследования и категорирования гостинцы! Мы вынуждены отметить, что процесс практической реализации антитеррористических требований хотя и начат, но идет весьма и весьма сложно, толкование и исполнение его положений в разных регионах производится не единообразно.

Наша задача найти те решения и подходы, которые бы позволили не только исполнить требования антитеррористического законодательства, но и обеспечить надежную защиту и безопасность туристов, повысить конкурентные преимущества, доверие и укрепить репутацию как надежного, комфортного и безопасного региона и не только для внутреннего, но и для въездного и международного туризма.

Я отмечу лишь некоторые практические вопросы, реализация которых вызывает наибольшие сложности и сомнения, и надеюсь, что наши коллеги из территориальных органов управления и подразделений Росгвардии, вневедомственной охраны, ФСБ России, МВД России, МЧС России меня дополнят и дадут исчерпывающие ответы на вопросы и предложат наиболее эффективные практические решения.

1. Надо ли разрабатывать паспорт безопасности на гостиницу или на иное средство размещения, если оно было ранее прокатегорировано и на него уже разработан и согласован Паспорт безопасности в соответствии с постановлением Правительства РФ №272 от 25 марта 2015 года ?(напомню речь в нем идет об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей)

Ответ на этот вопрос в пункте 4 Требований (постановление №447).
Если гостиницы включены в перечни мест массового пребывания людей, то рассматриваемые требования не такие гостиницы распространяются. При этом не требуется проходить все процедуры, разрабатывать заново и согласовывать паспорт безопасности. Как только гостиница будет исключена из этого перечня (решения принимает АТК), или произойдет одно из событий, предусмотренных пунктом 43 Требований (это изменение криминогенной ситуации на территории муниципального образования, изменение застройки территории гостиницы или завершение работ по реконструкции, дополнительная установка инженерно-технических средств видеонаблюдения, охраны или защиты и другие, то это является основанием исполнения Требований к АТЗ по полной программе.

2. Совершенный или пресеченный теракт в течение последних 12 месяцев в районе размещения гостиницы - означает автоматический перевод всех гостиниц и иных средств размещения на этой территории в первую категорию опасности независимо от прогнозируемого количества погибших, пострадавших и ущерба.

Это требование содержится в пункте 12 а).
Он очень многих смущает и вызывает массу вопросов и возмущений. Отчасти они обоснованы. Но в самом деле, небольшой отель и первая категория опасности, а это означает уже более жесткий подход и соответствующее оснащение техническими средствами безопасности и АТЗ. А это деньги.
Увы, закон есть закон! Здесь важно понимать, что подразумевать под районом расположения гостиницы? Либо это субъект, муниципальное образование, квартал, или же непосредственно территория гостиницы? Ответ на этот вопрос в документе, к сожалению, отсутствует.
Поэтому многое будет зависеть от позиции местной АТК и территориального управления ФСБ России. Именно они и должны определить границы районов, и корректнее квалифицировать деяния в качестве пресеченных терактов.
Очень рекомендуем на данный вопрос обратить особое внимание, чтобы потом не переплачивать деньги и не попадать под административное воздействие со стороны прокуратуры и других органов.

3. Об оснащении гостиниц и иных средств размещения независимо от их категории опасности средствами тревожной сигнализации (кнопками экстренного вызова наряда полиции).

Как оказалось, это самый болезненный для отельеров вопрос, вызвавший массу вопросов.
В основном это требование (пункт 18) обеспокоило небольшие места размещения, находящиеся на большом удалении от органов полиции. А еще многих из них смущает стоимость как непосредственно установки такой кнопки (в зависимости от региона она колеблется от 28 тысяч до 35 тысяч рублей), так и ежемесячная абонентская плата (от 6 тысяч до 12 тысяч рублей)!? Отельеры не согласны с позицией Росгвардии, которая против вывода сигнала в ЧОП, что ближе и дешевле, а не в органы полиции или вневедомственной охраны. Они жалуются на попытки понуждения их Росгвардией к заключению возмездного договора с вневедомственной охраной или ФГУП «Охрана» Росгвардии на установку кнопки и ее обслуживание. Иногда в качестве средства давления Росгвардией используется затягивание и отклонение от согласования подготовленных отельерами паспортов безопасности в случае неустановки таких кнопок.

Наши юристы считают, что данное требование противоречит не только интересам отельерам, но и гражданскому законодательству (ст. 421 ГК РФ).
При этом также непонятно, почему должна быть установлена кнопка, а почему нельзя использовать иной способ экстренной передачи сообщения в полицию? Нет в документе технических требованияй к этой кнопке и сколько реально это должно стоить?

В этой связи Ассоциация обратилась и получила соответствующее разъяснение ВРИО начальника ГУВО Росгвардии Александра Владимировича Грищенко относительно оснащения гостиниц и иных средств размещения кнопкой экстренного вызова наряда полиции.

Как разъяснил Александр Владимирович, в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52551-2016 «Системы охраны и безопасности. Термины и определения» (далее – стандарт), система тревожной сигнализации – это электрическая установка, предназначенная для обнаружения и сигнализации о наличии опасности. Определение «кнопка экстренного вызова наряда полиции» стандартом не установлено! А тревожная сигнализация должна устанавливаться лишь на объектах, охраняемых силами Росгвардии в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ. Однако гостиниц и иных средств размещения, за исключением тех, что предназначены для размещения первых лиц государства, а таких перечнях нет.

Вот такая ситуация. Поэтому, судя по позиции и разъяснениям Росгвардии к исполнению данного требования надо подходить вдумчиво и дифференцировано. Учитывать все обстоятельства, и удаленность, и наличие других средств связи и коммуникаций.

Ассоциация же со своей стороны намерена обратиться в аппарат Правительства РФ с просьбой отменить это требование или заменить его другой формулировкой, например, типа должна быть обеспечено немедленное уведомление органов полиции об угрозе совершения или о совершенном террористическом акте и других угрозах и обстоятельствах, требующих вмешательства полиции.

4. Об оснащении гостиниц металлообнаружителями и организации досмотровых мероприятий.

Согласно Требованиям, Гостинцы I-III категорий опасности должны быть оснащены ручными металлобнаружителями. А гостиницы первой категории опасности- еще и стационарными металлобонаружителями.
Но при этом совершенно непонятно с какой целью они должны приобретаться и что с их применением должно быть обнаружено? Соответствующие перечни для гостиниц не разработаны, а у персонала гостиниц и иных средств размещения и у ЧОПов полномочий по досмотру нет?! Да и багаж с помощью ручного металлообнаружителя не проверишь.

Что мы рекомендуем? Мы считаем, что восполнить данные пробелы в нормативном правовом акте хотя бы частично можно посредством разработки и утверждения руководителем гостиницы и иного средства размещения пропускного и внутриобъектового режимов. Это будет больше вписываться в рамки существующего правового поля и позволит более эффективно организовать осмотр входящих граждан, а также въезжающих на прилегающую к гостинице территорию транспортных средств.

5. Охрана территории гостиницы

Говоря о пропускном и внутриобъектовом режимах нельзя обойти стороной вопросы охраны территории гостиницы. И здесь не все так просто!

Согласно пункту 23 Требований, руководство гостиниц и иных средств размещения I-III категорий опасности дополнительно обязано осуществить меры по обеспечению охраны территории гостиницы... «путем привлечения сотрудников охранных организаций». По мнению наших экспертов в данном случае не только допущена некорректность. Дело в том, что частные охранники не могут напрямую вступать в договорные отношения с организациями по оказанию охранных услуг. Такими правами они не наделены законом (см. статью 11 Закона РФ №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности»). Да и владельцу гостиницы желательно все-таки иметь гарантии, которые ему не сможет предоставить никакой частный охранник! А еще данное требование ничто иное как понуждение отельеров к заключению договора на охрану! Законно ли это? Одним из основополагающих принципов гражданского законодательства, согласно статье 421 ГК РФ, является свобода граждан и юридических лиц в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается. Так записано в законе! Да и нужно ли это, какой смысл, если отель имеет собственную, хорошо подготовленную и оснащенную службу охраны? Вопрос не бесспорный.

6. И наконец- разберем вопрос о том, а что же делать отельерам с постояльцами с оружием?

Как мы выяснили, этот вопрос для Югры не праздный. Дискуссии на эту тему обострились после недавней стрельбы г-ном Джабраиловым в одном из элитных отелей города Москвы. Да и потрясшая весь мир кровавая бойня в Лас-Вегасе еще раз подтвердила необходимость уделить этому вопросу внимание.

Что же мы имеем на этот счет? Действующие Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 №814) содержат лишь обтекаемые формулировки, согласно которым хранение оружия и патронов должно осуществляться гражданами РФ с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц, а иностранными гражданами - в условиях, обеспечивающих сохранность оружия и патронов?! Но при этом никак не регламентированы эти самые условия, и непонятно, что должно быть для этого сделано в гостиницах?

В этой связи отдельные отельеры напрочь отказывают в размещении гражданам, владеющим на законном праве оружием, что неоднократно приводило и приводит к конфликтным ситуациям и не способствует развитию внутреннего и въездного туризма, влияет на заполняемость и доходность самих отльеров. Другие же отельеры, наоборот, практически беспрепятственно размещают таких постояльцев с оружием! Да и как они могут обнаружить оружие металлообнаружителем, если оно, к примеру, разобрано и упаковано в багаж? Сегодня юридически никак не регламентированы меры по созданию условий, исключающих доступ и обеспечивающих сохранность оружия и патронов постояльцев в гостиницах?! А еще, некоторые отельеры на свой страх и риск берут на ответственное хранение оружие и боеприпасы постояльцев. Хорошо это или плохо? Судите сами. Надо не забывать, что подобная услуга- это лицензируемый вид деятельности. При этом помещение для хранения оружия должно быть соответствующим образом оборудовано и оснащено сигнализацией с выводом во вневедомственную охрану. А это весьма и весьма сложно и накладно.

А еще многие спрашивали, должен ли отельер, а если да, то как, удостовериться в праве гражданина на легальное ношение оружия? Должны ли быть в отелях образцы лицензионно-разрешительных документов на владение оружием и т. д. Или в таких случаях просто надо сообщать в местный ОВД или в Росгвардию?

Мы получили разъяснение со стороны Росгвардии.
Росгвардия рекомендует в таких случаях руководствоваться п. 59 указанных выше Правил и в целях исключения доступа к оружию номера для постояльцев с оружием могут быть дооснащены запирающимися на замок сейфами или металлическими шкафами, ящиками из высокопрочных материалов. А проверка правомерности владения оружием входит исключительно в компетенцию Росгвардии и МВД России. У отельеров такого права нет и делать они это не должны. Уведомление о постояльцах с оружием ОВД и Росгвардии со стороны отельеров законодательно не предусмотрено. Но при этом в соответствии с законодательством (ст.28 ФЗ-150 «Об оружии») Росгвардия вправе требовать от отельеров соответствующую информацию в письменной или устной форме. Иными словами, данный вопрос должен быть урегулирован в рамках взаимодействия на местном уровне в каждом конкретном случае.

Пожарная безопасность

Несмотря на колоссальный опыт и наработки в сфере пожарной безопасности и здесь имеют мест противоречивые требования, смысл и реальность исполнение которых вызывают сомнения. Это относится к требованиям технического регламента о дублировании сигнала об обнаружении пожара и выводе его в ближайшую пожарную часть (ст. ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Непонятно какой в этом смысл, если ближайшая пожарная часть находится на значительном удалении от гостиницы? Или к примеру требование п.9 ППР РФ (утв. Постановлением Правительства РФ №390) об обязательности ознакомления всех постояльцев с правилами пожарной безопасности под подпись. Как это реально исполнить- непонятно. Поэтому сегодня все ограничивается формальной подписью постояльца на анкете гостя и все.

В этом же документе совершенно непонятно требование об оснащении СИЗОДами: персонал почему-то должен быть обеспечен средствами защиты, а постояльцы вроде бы как и нет? И какие СИЗОДы должны быть? Тоже самое с электрофонарями- 1 фонарь на 50 человек? (п. 38 ППР)

А еще весьма спорно выглядит пункт относительно передачи отельерами сведений о количестве постояльцев в гостинице в ночное время? Какой смысл в этом? Если обстановка в отеле может меняться ежечасно. Важно наверное другое- представить прибывшему РТП сведения о количестве и местах пребывания постояльцев и персонала, в том числе и с ограниченными возможностями для организации их эвакуации и спасения. А для этого вовсе нет необходимости передаватьс ведения в пожарную часть.

Прокурорские проверки

Как нам стало известно, Генпрокуратурой России развернута во всех регионах, независимо от субъекта РФ практика прокурорских проверок гостиниц и иных средств размещения на предмет соблюдения законности в сфере антитеррористической защищенности и исполнения требований, утвержденных постановлением Правительства РФ №447 от 14 апреля 2017 года.

ГЕНПРОКУРОР ТРЕБУЕТ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРИНИМАТЬ НАДЛЕЖАЩИЕ МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ.

Ассоциация уверена, что те владельцы гостиниц и иных средств размещения, которые сегодня участвуют в круглом столе и серьезно отнеслись к появлению указанного постановления Правительства РФ (№447), заблаговременно осуществили комплекс требуемых мероприятий с привлечением своих или сторонних специалистов и профессионалов, то им эти проверки ничем не грозят. Хотя надо признать, некоторые пошли по другому пути.Некоторые поддались соблазну и воспользовались услугами недобросовестных предпринимателей, которые готовы продать паспорт безопасности по весьма заманчивым и заниженным ценам, даже не выходя из кабинета! Что получается в итоге такой щедрости и простоты - известно: при первой же прокурорской и иной проверке данная халтура выясняется моментально, а на отельера налагаются весьма солидные штрафы. Поэтому мы весьма настоятельно рекомендуем отельерам отказываться от сомнительных предложений и компаний. Не спасет и идея выждать, авось пронесет. Это тоже весьма и весьма рискованно. И мы не рекомендуем так поступать.

Ассоциация проводит большую работу по разъяснению требований и отстаиванию интересов отельеров-членов Ассоциации в различных инстанциях. В Ассоциации можно навести справки о потенциальных исполнителях услуг по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности, получить консультацию или разъяснение. Можно также получить исчерпывающие ответы, комментарии и разъяснения компетентных специалистов не только Ассоциации, но и заинтересованных структур федеральных органов государственной власти (МЧС России, Росгвардии, ФСБ России, МВД России и др.), которые регулярно принимают участие в мероприятиях, проводимых Ассоциацией.

А еще для того, чтобы Вы были в курсе всех событий законодательного, нормативного правового регулирования, иметь возможность воспользоваться опытом своих коллег, получить ответы на вопросы или высказаться- приглашаем Вас на сайт ассоциации или оформить подписку на журнал «Безопасность индустрии туризма», который в 2018 году начнет выходить на регулярной основе как в печатной, так и в электронной версии.

Исполнение миграционного законодательства отельерами 

Мы не могли обойти вниманием эту тему. Потому что дело порой доходит до курьезов, когда отельеры вынуждены копировать все (даже чистые и не заполненные) страницы документа, удостоверяющего личность постояльца, и кипы бумаг передавать в ОВД, где обработать их совершенно нереально. А не делать этого нельзя - огромные штрафы.
В разных регионах по разному организована эта работа. Кто-то еще по старинке пользуется услугами посредников, в виде коммерческих услуг, забывая о законодательстве по защите персональных данных постояльцев. У Ассоциации и на этот счет есть свое видение и предложения. Мы поддерживаем линии на перевод этой задачи на Единый портал государственных услуг. В настоящее время МВД России и Минкомсвязи России принимают меры по совершенствованию этого инструмента.

Тем не менее важно услышать Ваше мнение, а также мнение представителей УВМ ГУ МВД России по ХМАО- Югре по следующим аспектам:
• постановки на регистрационный учет граждан Российской Федерации и на миграционный учет иностранных граждан, а также лиц без гражданства.
• О состоянии и перспективах внедрения механизма передачи в электронном виде сведений в подразделения МВД России через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
• Об иных (альтернативных) формах передачи в ОВД сведений для постановки на регистрационный и миграционный учет постояльцев гостиниц.

Хочется надеяться, что общими усилиями нам удастся преодолеть существующие проблемы и обеспечить подготовку гостиниц и иных средств размещения в части их безопасности и антитеррористической защищенности к Чемпионату мира -2018. Ассоциацией готовится целый пакет предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, а также в требования к антитеррористической защищенности и пожарной безопасности гостиниц и иных средств размещения. Мы формируем перечень наиболее оптимальных и эффективных решений, досмотровой техники, оборудования, технологий и компаний, рекомендуемых для работы в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения.

С целью защиты прав отельеров и исключения недобросовестной конкуренции планируется постепенное внедрение системы аккредитации компаний для работы в сфере безопасности гостиниц и иных средств размещения. Для ориентира туроператоров и туристов планируется внедрение добровольной сертификации гостиниц и иных средств размещения в части их безопасности, а также проведение ежегодного рейтинга самых безопасных для туризма регионов, курортов, пляжей и других и объектов туристской индустрии.

Ассоциация открыта к сотрудничеству с другими профессиональными объединениями и ассоциациями, с отдельными компаниями и индивидуальными предпринимателями. Мы весьма заинтересованы в расширении своих рядов и сети представительств. Но при этом к кандидатам в члены Ассоциации предъявляются весьма жесткие требования.
Мы также намерены просить профильный комитет Государственной Думы РФ по спорту и туризму о проведении в ближайшее время парламентских слушаний по данным вопросам.

Благодарю за внимание!