Сегодня: 23 ноября 2017
23:09
Адрес: 119454, г. Москва, ул. Удальцова, д. 73. Телефон: 8 495 151-82-53
Безопасность: конкурентное преимущество, репутация, выгода

Безопасность гостиниц: от формального набора требований и необоснованных расходов к конкурентному преимуществу и оптимизации!

Безопасность гостиниц: от формального набора требований и необоснованных расходов к конкурентному преимуществу и оптимизации!

С докладом по такой теме выступит Председатель Правления Ассоциации «Безопасность отелей» Сергей Груздь в рамках круглого стола 21 сентября 2017 года, организуемого Комитетом по индустрии гостеприимства Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» совместно с Ассоциацией предпринимателей гостиничной индустрии (скачать программу>).

Данная тема доклада обусловлена не только растущими вызовами и угрозами террористической направленности, возросшим вниманием к вопросам безопасности и антитеррористической защищенности не только со стороны органов государственной власти, контрольно-надзорных органов, но и со стороны постояльцев.

Не секрет, что после бренда, предполагающего соответствующий набор услуг и уровня сервиса, потребителей гостиничных услуг интересует безопасность. Опять же, не секрет, что многие сетевые отели и места размещения с мировым именем имеют собственные стандарты безопасности, которые по жесткости зачастую превосходят национальные требования по безопасности, противопожарной защите и антитеррористической защищенности.

При этом многие гостиницы и иные средства размещения особенно не обременяли себя подобными заботами и расходами, ориентируясь исключительно на минимальный набор требований. Справедливости ради следует признать, что нередко требования безопасности, содержащиеся в различных документах не имеют однозначного толкования, а их исполнение либо не представляется возможным, экономически мало обосновано или вообще нецелесообразно.

В сфере пожарной безопасности

Пунктом 10 Правил противопожарного режима (утв. Постановлением Правительства РФ №390 от 25 апреля 2012 года) на руководителя организации возложена обязанность по обеспечению (ежедневно) передачи в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей, находящихся на объекте (в том числе в ночное время).

В разных регионах поразному толкуется и исполняется данное требование. Хотя, по мнению специалистов, реализация подобного требования совершенно бессмысленно (количество постояльцев может меняться круглосуточно). Указанными Правилами (пункт 89) на руководителя организации возложена также обязанность по обеспечению ознакомления (под подпись) граждан, прибывающих в гостиницы, мотели, общежития и другие здания, приспособленные для временного пребывания людей, с Правилами пожарной безопасности. Фактически, исполнение данного требования в большинстве гостиниц сведено к формальной подписи постояльца в карте гостя. И это во многих случаях вполне объяснимо некорректностью требования.
Что в данном случае подразумевать под такими Правилами?
И как при заселении группы туристов в ночное время исполнить буквально это требование?

Антитеррористическая защищенность

14 апреля 2017 года постановлением Правительства РФ утверждены Требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и форма паспорта безопасности (скачать>). Анализ и практика реализации документа выявила массу проблемных моментов и сомнений в реальности и законности отдельных его требований.

Наибольшее количество недоуменных вопросов вызывает подпункт д) пункта 18 Требований, согласно которому все гостиницы независимо от категории опасности должны быть оборудованы средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции).

Во-первых, за установку указанной кнопки взимается весьма внушительная плата (в зависимости от региона она составляет от 28000 до 35000 рублей, а абонентская плата за обслуживание от 6000 до 12000 рублей в месяц). В этой связи небольшим отелям сезонного типа это явно не по карману. Да и на реализацию требований установлен 1 (один) год.

Во-вторых, нет технических требований к этим средствам сигнализации, в документе ничего не сказано по какому виду связи (проводная, беспроводная) должен быть передан сигнал и другие детали?

В-третьих, непонятно почему со стороны отдельных органов Росгвардии на местах выставляются требования по установке кнопки и выводу сигнала (переподключению с ЧОП) в подразделения вневедомственной охраны или ФГУП «Охрана Росгвардии», где подобная услуга стоит значительно дороже?

И в четвертых, - а не является ли это требование понуждением отельеров к заключению договора, что напрямую запрещено законом — статьей 421 Гражданского кодекса РФ? Читайте более подробно здесь >

Вызывает серьезные сомнения также понуждение гостиниц 1-3 категории опасности в части привлечения ими сотрудников охранных организаций (пункт 32 Требований).

По мнению наших экспертов в данном случае не только допущена некорректность, когда говорится о привлечении сотрудников охранных организаций напрямую. Ведь частные охранники не могут напрямую вступать в договорные отношения с организациями по оказанию охранных услуг. Такими правами они не наделены законом (см. статью 11 Закона РФ №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности»). И в данном случае, по мнению наших экспертов, налицо противоречие статье 421 ГК РФ.

Правда есть случаи, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским Кодексом РФ, иным законом или добровольно принятым обязательством. В нашем же случае обязанность по заключению договора на охрану законом не предусмотрена.

Непонятен до конца смысл приобретения гостиницами металлообнаружителей? Так как при этом не определены решаемые задачи, перечень выявляемых и запрещенных к проносу на территорию гостиницы изделий из металла (и не только), порядок действий персонала в случае выявления подозрительных предметов, какими полномочиями по досмотру наделены сотрудники.
Из-за неурегулированности многие отельеры отказывают в размещении в гостиницах гражданам РФ и иностранцам с оружием, а также лиц с ограниченными возможностями и т. д.?

Как сделать безопасность конкурентным преимуществом и оптимизировать при этом расходы?

На Западе важность вопросов безопасности гостиниц и иных средств размещения уже давно не вызывает ни у кого никаких сомнений. Потому сетевые гостиницы по своей доброй воле берут на себя дополнительные расходы на безопасность, понимая, что это дополнительное конкурентное преимущество.
Важную роль в этом играет страхование, как правило вмененное и добровольное. При страховании учитывается уровень рисков, что прямо влияет на размер страховых платежей. Весьма высока в этих странах культура потребления, где потребители весьма и весьма осведомлены относительно своих прав и гарантий, развита судебная практика.

Почему же в России пока не наблюдается подобное? Сохраняется ситуация, при которой гостиницы находятся в разных условиях: одни четко исполняют не только требования национального законодательства, но и корпоративные стандарты неся при этом серьезные расходы, а другие, мягко говоря, не очень себя пока этим обременяют. Понятно, что это лишь временное явление, которое будет постепенно исчезать.

Одна из причин некачественного исполнения требований безопасности национального законодательства - это их нечеткость и избыточность. Это в свою очередь порождает недоверие к ним и неверие в целесообразность расходов на их реализацию (во многих случаях, увы, это обосновано). Слабо развит в России риск-менеджмент и страхование. А потребитель зачастую ориентируется лишь на количество звезд и стоимость услуг по размещению. При этом количество звезд никак не увязано с уровнем безопасности.

В качестве первостепенных задач представляются:

1. Анализ и гармонизация требований безопасности и антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, регламентируемых действующим законодательством и нормативными правовыми актами. На научной основе и в результате широкого обсуждения разработать и реализовать меры по устранению противоречий и нестыковок, оптимизация требований с разработкой четкого механизма их практической реализации.
2. В качестве обязательного условия оказания гостиничных услуг и проведения классификации гостиниц и иных средств размещения на "звездность" должно быть соответствие требованиям безопасности, а в качестве основания отзыва "звездности" (приостановления оказания гостиничных услуг) - пожар, чрезвычайная ситуация, террористический акт или иное происшествие, повлекшее причинение вреда жизни и здоровью постояльцев или персоналу средства размещения до устранения (соответствующие предложения по внесению изменений и дополнений законодательных и нормативных правовых актов подготовлены).
3. Разработка и внедрение стандартов безопасности, соответствующих современным требованиям международного уровня, постепенная самоорганизация и саморегулирование отрасли.
4. Создание, регистрация и внедрение системы добровольной сертификации безопасности гостиниц и иных средств размещения и осуществление мероприятий по ее широкому признанию.
5. Формирование и актуализация реестра ТОП «Самых безопасных отелей», организация ежегодной национальной премии «Безопасный отель», популяризация безопасности туризма среди граждан РФ.
6. Дополнить действующие в РФ системы онлайн-бронирования критериям «Безопасность», «Комфорт и безопасность для представителей маломобильных групп», «Размещение с оружием», что будет способствовать притоку постояльцев с такими запросами.
7. Внедрение вмененного страхования ответственности гостиниц и иных средств размещения за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу постояльцев, что защитит имущественные интересы не только потребителей, но и отельеров.
8. Вывод из тени (легализация и четкая регламентация) деятельности в части безопасности хостелов, а также средств краткосрочной аренды (типа Airbnb), выравнивание требований безопасности и устранение недобросовестной конкуренции и незаконного предпринимательства.

Вот лишь неполный перечень задач, решение которых, по мнению Ассоциации будет способствовать постепенному повышению уровня безопасности и антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и переводу из категории обременения и затрат в конкурентное преимущество и выгоду.

Приглашаем к дискуссии владельцев и руководителей управляющих компаний в сфере гостиничного бизнеса, инвесторов и девелоперов и просим высказать Ваше мнение по данному вопросу.

Это поможет выработать общие подходы и предложения для совершенствования законодательства, государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере безопасности и антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения с одновременной оптимизацией расходов на эти цели и повышением привлекательности и конкурентоспособности гостиничной отрасли России.

Ассоциация «Безопасность отелей»
Телефон: 8 495 151-82-53
Тел./факс: 8 499 431-20-65

МЫ В СОЦСЕТЯХ: