Деятельность по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на объектах спорта при проведении официальных спортивных соревнований возложена на Минспорт России (разработка и утверждение Типовой инструкции) и непосредственно на собственников (пользователей) объектов спорта в лице их руководителей и сотрудников, которые отнесены к субъектам обеспечения общественного порядка и общественной безопасности (п. 13 Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 г. №353).
Однако есть нюанс.
В соответствии с действующим законодательством обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на стадионах является обязанностью полиции (это прямая норма – п. 5 ст. 12 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ).
В чем же дело?
До 23 июля 2013 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", функция обеспечения безопасности на стадионе целиком лежала на сотрудниках полиции. Однако в связи с постепенным переходом к европейской системе, (сотрудники полиции находятся вне чаши стадиона, тогда как внутри за безопасностью следят стюарды), соответствующими изменениями законодательства, а также в рамках подготовки к Чемпионату Мира по футболу FIFA 2018 в России, в российском спорте появляются контролеры-распорядители, называемые за рубежом стюардами. Введение данной фигуры призвано снизить численность полицейских, участвующих в обеспечении безопасности, сделать посещение стадиона более комфортным для зрителя.
Однако, по мнению многих экспертов отрасли, полной замены полицейских на контролеров-распорядителей произойти не может. И одна из причин - контролер-распорядитель не может осуществить свое право на недопуск или удаление зрителя со стадиона при наличии на то оснований. Для того чтобы осуществить это право, ему необходимо привлечь сотрудника полиции для оказания содействия, которого в чашу стадиона не запускают. Круг замкнулся?
Кстати, в Европе стюард — должностное лицо, он приравнен к сотруднику полиции и имеет широкий круг прав. В России же контролер-распорядитель действует на основании гражданско-правового договора и даже обжаловать его действия в административном порядке нельзя.
Чтобы понять актуальность вопроса достаточно вспомнить случай, произошедший во время матча ФК «Зенит» - ФК «Динамо» 11 мая 2014 года, когда на поле выбежала группа фанатов ФК «Зенит». Все, что они могли сделать контролеры-распорядители — это отговаривать фанатов от выхода на поле. Остановить же нарушителей они не в состоянии. И при этом не была оказана экстренная помощь со стороны полиции....
Однако есть нюанс.
В соответствии с действующим законодательством обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на стадионах является обязанностью полиции (это прямая норма – п. 5 ст. 12 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ).
В чем же дело?
До 23 июля 2013 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", функция обеспечения безопасности на стадионе целиком лежала на сотрудниках полиции. Однако в связи с постепенным переходом к европейской системе, (сотрудники полиции находятся вне чаши стадиона, тогда как внутри за безопасностью следят стюарды), соответствующими изменениями законодательства, а также в рамках подготовки к Чемпионату Мира по футболу FIFA 2018 в России, в российском спорте появляются контролеры-распорядители, называемые за рубежом стюардами. Введение данной фигуры призвано снизить численность полицейских, участвующих в обеспечении безопасности, сделать посещение стадиона более комфортным для зрителя.
Однако, по мнению многих экспертов отрасли, полной замены полицейских на контролеров-распорядителей произойти не может. И одна из причин - контролер-распорядитель не может осуществить свое право на недопуск или удаление зрителя со стадиона при наличии на то оснований. Для того чтобы осуществить это право, ему необходимо привлечь сотрудника полиции для оказания содействия, которого в чашу стадиона не запускают. Круг замкнулся?
Кстати, в Европе стюард — должностное лицо, он приравнен к сотруднику полиции и имеет широкий круг прав. В России же контролер-распорядитель действует на основании гражданско-правового договора и даже обжаловать его действия в административном порядке нельзя.
Чтобы понять актуальность вопроса достаточно вспомнить случай, произошедший во время матча ФК «Зенит» - ФК «Динамо» 11 мая 2014 года, когда на поле выбежала группа фанатов ФК «Зенит». Все, что они могли сделать контролеры-распорядители — это отговаривать фанатов от выхода на поле. Остановить же нарушителей они не в состоянии. И при этом не была оказана экстренная помощь со стороны полиции....
Учитывая изложенное, обобщив мнения экспертов отрасли Ассоциация «Безопасность туризма» направила обращение в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации-Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко с просьбой:
- Дать поручение соответствующим руководителям федеральных органов исполнительной власти подготовить соответствующие разъяснения, рассмотреть наши замечания и предложения и внести необходимые изменения и дополнения в Правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 г. №353) и в приказ Минспорта России от 26.11.2014 г. №948, с целью приведения их в соответствие с требованиями законодательства.
- Предусмотреть подготовку и внесение в порядке законодательной инициативы поправок в ФЗ-329 от 04.12.2007 г. "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", исключающих перекосы и подмену субъектности обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий с целью «увязки» (гармонизации) с другими поименованными выше законодательными актами.
Полученные ответы будут доведены до участников IV Всероссийского ежегодного форума «Безопасность объектов спорта-2024». (подробнее >).