«Бывает, что объект построен и уже эксплуатируется, но только в этот момент вспоминают про пожарную безопасность и пытаются внести изменения в проект», — отметил Воронов.
«Если объект был принят в эксплуатацию с нарушением требований пожарной безопасности, это головная боль и для государственного пожарного надзора, и для бизнеса», — отметил, в свою очередь, председатель Комитета Совфеда по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко.
Дело в том, что в соответствии с ФЗ-35 «О противодействии терроризму» Правительством Российской Федерации утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий почти 40 различных отраслей. Среди них Требования к АТЗ объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации (утв. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006).
Вместе с тем практика исполнения Требований к АТЗ выявила и ряд проблем, оказывающих негативное воздействие на деятельность по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, включая объекты образования и иные объекты туристической инфраструктуры. В частности, остается вопрос АТЗ проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов. Этот нюанс особенно чувствителен (может привести к весомым издержкам) для государства при строительстве социальных объектов как школы, например, а также инвесторов в рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Дело в том, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (п.5, ч.I «Общие положения») разделы проектной документации разрабатываются в объеме материалов, содержащих решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения, в том числе требований антитеррористической защищенности объектов.
Требованиями к АТЗ объектов (территорий) Министерства просвещения РФ предусмотрено их категорирование. Категория опасности определяет степень оснащенности, например школ, инженерно-техническими средствами охраны и безопасности.
Однако, этими действующими требованиями категорирование проводится только в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов, при вводе их в эксплуатацию или при актуализации паспорта безопасности. То есть исключительно, когда строительство объекта завершено (п. 8 Требований к АТЗ). Иных норм не предусмотрено. В итоге получается, что объект построен и вполне законно может быть введен в эксплуатацию, но без надлежащей АТЗ! А с учетом установленных сроков (комиссия создается в течение 3 месяцев со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию, п 8 "б") объект может находиться в уязвимом со-стоянии несколько месяцев?
А все потому, что на стадии проектирования и проведения строительно-монтажных работ определение категории опасности не проводится, а без этого невозможно предусмотреть заблаговременно меры по АТЗ. В итоге это создает дополнительные риски, а последующее приведение АТЗ объекта к требуемому уровню - к дополнительным расходам на «переделку».
Решением сложившийся ситуации может быть введение практики предварительного категорирования объектов туристской инфраструктуры (по аналогии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2418 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности …"), внедрив для этого механизм предварительного категорирования еще на этапе проектирования, а оснащение - на этапе строительно-монтажных работ к моменту ввода в эксплуатацию.
В этой связи Ассоциация "Безопасность туризма" направила соответствующее обращение в Аппарат Правительства РФ и получила ответ от Минстроя России, в котором говорится, что действующей нормативной базы вполне хватает для выполнения всех требований в сфере АТЗ объектов, в изменениях и дополнениях нет необходимости.
Такая позиция выглядит весьма спорной, если учитывать, что в сфере пожарной безопасности примерно аналогичная проблема и ее актуальность подтверждается на высшем уровне. И в Росгвардии согласились, что предварительное категорирование заслуживает внимания. Учитывая изложенное Ассоциация "Безопасность туризма" в дальнейшей работе использует позицию МЧС России и Росгвардии в качестве аргументации на следующих этапах работы в этом направлении.