Ведомством разработан проект нормативного правового акта (приказа) «Об утверждении типовой инструкции по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в местах проведения официальных спортивных соревнований» размещен для обсуждения (ID проекта 01.02.09-25.00160133) .
По мнению экспертов отрасли это важное и своевременное решение, так как данные изменения обусловлены не только важностью и особой актуальностью регулируемых вопросов безопасности граждан при проведении официальных спортивных мероприятий в современных геополитических условиях, но еще и тем, что условием проведения таких мероприятий является обязательное соответствие объекта спорта требованиям безопасности в широком смысле, в том числе и пожарной безопасности.
Вместе с тем, в проекте Приказа присутствуют явные противоречия действующему законодательству в сфере общественного порядка и общественной безопасности, нарушение правосубъектности в виде попытки переложить ответственность за это на не наделенных соответствующими полномочиями лиц и прочее.
Но обо всем по порядку.
1. В соответствии со ст. 1 ФЗ-3 от 07.02.2011 «О полиции» для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности создана полиция. На полицию возложена задача по обеспечению правопорядка в общественных местах, включая безопасность граждан и общественный порядок на стадионах (ст. 2; 12 ФЗ-3 от 07.02.2011 «О полиции»). Охрана общественного порядка, в том числе при проведении официальных спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий является одним из основных направлений профилактики правонарушений (п.п. 4, п. 1, ст. 6 ФЗ-182 от 23.06.2016 г. «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»). А согласно ст. 5 данного закона к субъектам профилактики правонарушений относятся: федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры РФ, Следственные органы СК РФ, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Как видим среди субъектов профилактики правонарушений, в том числе в сфере охраны общественного порядка при проведении официальных спортивных и зрелищных мероприятий, руководителей и сотрудников объектов спорта, а также руководители ЧОО нет, они такими полномочиями не наделены. Они по закону могут выступать лишь в качестве лиц участвующих в профилактике правонарушений (ФЗ-182 от 23.06.2016 г. «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»).
Положением о Министерстве спорта Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437) также не предусмотрены полномочия в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, так как это прерогатива МВД России.
Этот краткий анализ дает основания предположить, что в данном случае налицо признаки нарушения правосубъектности и перекладывания ответственности за обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на субъекты (руководителей объектов спорта, сотрудников, руководители частных охранных организаций), не обладающих в этой сфере необходимыми компетенциями и полномочиями.
2. В проекте Приказа содержатся некорректно изложенные требования пожарной безопасности, а зачастую противоречащие действующему законодательству в этой сфере. Это может ввести исполнителей в заблуждение, затруднить выполнение требований, что в конечном итоге может сказаться на состоянии пожарной безопасности объектов спорта.
Так, например, в приложениях №7 и №8 используется термин «<…> средств противопожарной безопасности<…>». Однако действующим законодательством не предусмотрены требования противопожарной безопасности (такие требования не существуют). Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 1. Основные понятия) предусмотрены требования пожарной безопасности. Имеются Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В приложениях №7 (п. 4) и 8 (п.4) содержится формулировка «готовность систем пожаротушения, систем и средств противопожарной безопасности». Непонятно о чем в данном случае идет речь и почему упоминается только это?
В приложениях №7 и №8 некорректно сформулирован п.4, так как система пожаротушения выделена из состава систем и средств противопожарной защиты. В то время, как система пожаротушения является составляющей системы противопожарной защиты объекта, как например, система дымоудаления, система пожарной сигнализации и т.п. В этой связи целесообразно перечислять все системы и средства противопожарной защиты объекта или оставить фразу «<…>соответствие объекта спорта требованиям пожарной безопасности» далее по тексту.
И многое другое….
По мнению экспертов отрасли это важное и своевременное решение, так как данные изменения обусловлены не только важностью и особой актуальностью регулируемых вопросов безопасности граждан при проведении официальных спортивных мероприятий в современных геополитических условиях, но еще и тем, что условием проведения таких мероприятий является обязательное соответствие объекта спорта требованиям безопасности в широком смысле, в том числе и пожарной безопасности.
Вместе с тем, в проекте Приказа присутствуют явные противоречия действующему законодательству в сфере общественного порядка и общественной безопасности, нарушение правосубъектности в виде попытки переложить ответственность за это на не наделенных соответствующими полномочиями лиц и прочее.
Но обо всем по порядку.
1. В соответствии со ст. 1 ФЗ-3 от 07.02.2011 «О полиции» для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности создана полиция. На полицию возложена задача по обеспечению правопорядка в общественных местах, включая безопасность граждан и общественный порядок на стадионах (ст. 2; 12 ФЗ-3 от 07.02.2011 «О полиции»). Охрана общественного порядка, в том числе при проведении официальных спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий является одним из основных направлений профилактики правонарушений (п.п. 4, п. 1, ст. 6 ФЗ-182 от 23.06.2016 г. «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»). А согласно ст. 5 данного закона к субъектам профилактики правонарушений относятся: федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры РФ, Следственные органы СК РФ, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Как видим среди субъектов профилактики правонарушений, в том числе в сфере охраны общественного порядка при проведении официальных спортивных и зрелищных мероприятий, руководителей и сотрудников объектов спорта, а также руководители ЧОО нет, они такими полномочиями не наделены. Они по закону могут выступать лишь в качестве лиц участвующих в профилактике правонарушений (ФЗ-182 от 23.06.2016 г. «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»).
Положением о Министерстве спорта Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437) также не предусмотрены полномочия в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, так как это прерогатива МВД России.
Этот краткий анализ дает основания предположить, что в данном случае налицо признаки нарушения правосубъектности и перекладывания ответственности за обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на субъекты (руководителей объектов спорта, сотрудников, руководители частных охранных организаций), не обладающих в этой сфере необходимыми компетенциями и полномочиями.
2. В проекте Приказа содержатся некорректно изложенные требования пожарной безопасности, а зачастую противоречащие действующему законодательству в этой сфере. Это может ввести исполнителей в заблуждение, затруднить выполнение требований, что в конечном итоге может сказаться на состоянии пожарной безопасности объектов спорта.
Так, например, в приложениях №7 и №8 используется термин «<…> средств противопожарной безопасности<…>». Однако действующим законодательством не предусмотрены требования противопожарной безопасности (такие требования не существуют). Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 1. Основные понятия) предусмотрены требования пожарной безопасности. Имеются Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В приложениях №7 (п. 4) и 8 (п.4) содержится формулировка «готовность систем пожаротушения, систем и средств противопожарной безопасности». Непонятно о чем в данном случае идет речь и почему упоминается только это?
В приложениях №7 и №8 некорректно сформулирован п.4, так как система пожаротушения выделена из состава систем и средств противопожарной защиты. В то время, как система пожаротушения является составляющей системы противопожарной защиты объекта, как например, система дымоудаления, система пожарной сигнализации и т.п. В этой связи целесообразно перечислять все системы и средства противопожарной защиты объекта или оставить фразу «<…>соответствие объекта спорта требованиям пожарной безопасности» далее по тексту.
И многое другое….
Вывод: На взгляд Ассоциации "Безопасность туризма" данные нестыковки и противоречия в проекте приказа являются следствием несоблюдения разработчиками порядка, установленного Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009), в том числе пункта 3 в соответствии с которым, включение требований пожарной безопасности в проекты НПА должны были быть согласованы МЧС России, о чем было составлено письмо в адрес Министра спорта Российской Федерации.
Об этом и не только представители объекта спорта будут вести разговор в рамках пленарного заседания пятого Форума «Безопасность объектов спорта – 2025»
Сайт Форума >
Регистрация на форум в один клик >
(просьба регистрироваться только в том случае, если командировка одобрена)
ВАЖНО! КТО РЕГИСТРИРОВАЛСЯ РАНЕЕ ПО ЗАЯВКЕ - РЕГИСТРИРОВАТЬСЯ ПОВТОРНО НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ!!!